Шайдуллин Венер Фанусович

Шайдуллин
Венер
Фанусович

Ведущий инженер-энергетик отдела главного энергетика аппарата управления АО «Транснефть — Урал»

За свое изобретение получил благодарность «за большие заслуги и личный вклад в развитие отрасли» от «Транснефть — Урал»

— Я окончил школу с золотой медалью. Поступал и в авиационный вуз, и в нефтяной, и в МЭИ... Везде прошел, но выбрал в итоге нефтяной в Башкирии. Учился в Уфимском государственном нефтяном техническом университете по специальности «электропривод и автоматика производственных процессови технологических комплексов».

В 2010 году защитил диплом и сразу пришел на работу в «Транснефть — Урал». Начал с должности электромонтера четвертого разряда энергетического участка СУПЛАВ. Сейчас дорос до ведущего инженера-энергетика. Я получаю удовольствие от того, чем занимаюсь. Я люблю что-то придумать, изобрести — а здесь это очень приветствуется.

Ничего бы не вышло, если бы мое начальство меня не поддерживало. У нас в руководстве думающие люди, которые понимают важность развития не только отрасли в целом, но и конкретно развития кадров. У нас работает очень много молодых амбициозных людей. От их идей, когда они появляются, никто не отмахивается. Наоборот, нас всячески поддерживают и мотивируют. Поэтому есть желание развиваться и расти.

Об изобретении

Устройство управления согласующим трансформатором в системе возбуждения синхронного электродвигателя

Начало разработки идеи — 2016 год

Устройство управления согласующим трансформатором в системе возбуждения синхронного электродвигателя
Использование изобретения на всех синхронных электродвигателях, используемых компанией «Транснефть», позволяет снизить расходы на электроэнергию до 22 млн рублей в год.

Устройство управления согласующим трансформатором в системе возбуждения синхронного электродвигателя

Начало разработки идеи — 2016 год

— В основу изобретения легли мои разработки для системы возбуждения синхронных электродвигателей магистральных насосных агрегатов. Эти агрегаты работают при помощи наших электродвигателей марки СТД-8000 и СТД-6300.

Раньше вспомогательные системы электродвигателей находились под постоянным напряжением (вспомсистемы — это как раз системы возбуждения электродвигателя, то, что обеспечивает его запуск). Сами двигатели работают не постоянно, они по мере необходимости автоматически включаются и выключаются. А их вспомсистемы — нет, они работали постоянно, находясь в режиме готовности. И, соответственно, напрасно потребляли электроэнергию.

Я подумал об этом, когда заряжал мобильный телефон. Если вы оставляете зарядное устройство в розетке, оно продолжает потреблять ток. Точно так же и вспомсистемы. Но если в случае с зарядным устройством потери энергии (а значит, и средств) небольшие, то в данном случае они ощутимые.

У нас в «Транснефть — Урал» 96 синхронных электродвигателей, из них одновременно работают всего лишь около 20, то есть 76 простаивают. Я проанализировал и получил следующие цифры: за 2015 год таким образом вхолостую потреблено 632 000 киловатт-часов электроэнергии. Перевожу это в деньги — получаю порядка 1,7 млн рублей. На всю «Транснефть» получится около 22 млн в год.

И вот для того, чтобы избежать таких потерь, я изобрел систему отключения согласующего трансформатора синхронного электродвигателя. Это управляемый автоматический выключатель, который работает по сигналу включения/отключения вакуумного выключателя ячейки. Если мы хотим запустить двигатель, мы включаем вакуумный выключатель. При этом сигнал уходит на систему возбуждения электродвигателя, где управляемый автоматический выключатель получает команду на включение согласующего трансформатора. Иначе говоря, запускается двигатель, и в этот же момент запускается и его вспомсистема. Все это происходит в автоматическом режиме. Такие системы нигде раньше не применялись. Я анализировал нововведения компаний «Газпром», «Роснефть», но таких идей там не было, хотя подобное оборудование там используется.